1818,История создания велосипеда — изучаем со всех сторон

Очень много разнообразной информации о том, где и как был придуман горный велосипед, как класс и споры по поводу первенства его изготовления не утихают до сих пор.

Аннотация к книге «Кто придумал велосипед, или самые популярные изобретения из прошлых веков, которые акт. и сегодня»

Мы привычно пользуемся многими вещами, не задумываясь, кто же их изобрел! Чистим зубы зубной пастой, жарим в тостере душистые гренки, ныряем на отдыхе с аквалангом, ездим на велосипеде, разгадываем кроссворды, рисуем карандашами… А ведь все эти изобретения и пришли к нам из прошлых веков — великого времени, давшего толчок к развитию не только промышленности, транспорта, но и к новому мышлению. Они создают разные вещи: оружие, призванное охранять покой родины, механизмы, которые делают нашу жизнь комфортнее, изобретают уникальные приборы, лекарства, вакцины…В этой книге мы хотим рассказать о самых популярных новаторских выдумках, которые пришли к нам из XVIII -XX века, но актуальны и Михаил Стародубов.

До года

Средневековое изображение херувима по «Видению пророка Иезекииля». 1156

Самокат якобы 1791 года, приписываемый графу де Сивраку (Comte de Sivrac) — фальсификация 1891 года

Сведения о велосипедах и самокатах до 1817 года сомнительны. Так, рисунок двухколёсного велосипеда с рулём и цепной передачей, приписываемый Леонардо да Винчи, или его ученику Джакомо Капротти, по мнению многих, является подделкой. На витраже в церкви Св. Егидия в английской деревне Stoke Poges изображена человеческая фигура на чём-то вроде самоката, которую Н. Певзнер называет «изображением потешной лошадки, выполненным в XVII веке (C17 representation of a hobby horse)».Самокат якобы 1791 года, приписываемый графу де Сивраку (Comte de Sivrac) — фальсификация 1891 года, выдуманная французским журналистом Луи Бодри. В действительности никакого графа де Сиврака не было, прототипом его стал Джин Хенри Сиврак, получивший в 1817 году разрешение на импорт четырёхколёсных экипажей.

Легендой стала история о крепостном крестьянине-умельце Ефиме Артамонове родом с Урала, из Тагильского заводского посёлка (ныне город Нижний Тагил), который сконструировал велосипед примерно в 1800 году. Согласно этой легенде, изобретатель совершил успешный пробег на своём велосипеде из уральского рабочего посёлка Тагильского заводского посёлка в Москву (около двух тысяч вёрст). Это был первый в мире велопробег. В сие путешествие крепостного Артамонова послал его хозяин — владелец завода Акинфий Демидов, который возжелал удивить царя Александра I «диковинным самокатом» («Велосипед Артамонова»). За изобретение велосипеда Артамонову со всей его семьёй и всем потомством была дарована свобода от крепостной Артамонова якобы хранится в Краеведческом музее Нижнего Тагила. Как показал химический анализ железа, велосипед из нижнетагильского музея оказался самоделкой конца XIX века (сделан не ранее 1870 года), выполненной по английским образцам .

До года

Что касается самого Артамонова, то он впервые упоминается в книге В. Д. Белова «Исторический очерк уральских горных заводов» (издание 1898 г., Санкт-Петербург): «Во время коронования императора Павла, следовательно в 1801 г., мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретённом им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем потомством». В действительности Павел I короновался в 1797 году, а в 1801 — Александр I. Белов не приводит никаких ссылок на документы, подтверждающие его поразительную находку. Не найдены они и впоследствии. Никаких упоминаний об Артамонове не удалось найти ни в камер-фурьерских церемониальных журналах 1796, 1797 и 1801 годов, ни в «повестке по случаю кончины Его императорского величества государя императора Павла Петровича», ни в описании коронации Его императорского величества Александра Павловича, ни в «Списке о всех милостях, излиянных покойным государем Павлом I в день его коронации 5 апреля 1797 года», ни в архивах канцелярии Н. Н. Новосильцева, созданной в 1801 году и занимавшейся рассмотрением технических изобретений, ни в подборке материалов о крепостных изобретателях, публиковавшейся в «Отечественных записках» П. П. Свиньина (1818—1830). Не найдено и никаких других документов, которые бы подтверждали рассказ Белова.

Прототипом легенды, возможно, послужили крепостной изобретатель Е. Г. Кузнецов-Жепинский, действительно получивший вольную (вместе с племянником Артамоном) в 1801 году за свои изобретения. Однако Кузнецов сконструировал не велосипед, а дрожки с верстометром и музыкальным органом.

Велосипед с деревянными колёсами в стиле середины XIX века.

ВЕЛОФАКТЫ

Велосипед без педалей

ВЕЛОФАКТЫ

В 1817 году Карл Дрез изобрёл первый велосипед, который был оснащен седлом и рулём. Устройство называли «машиной для бега» или дрезиной. У него не было педалей: приходилось всё время держать ноги поднятыми. Сегодня первый велосипед тоже можно найти. Его называют беговел: он помогает детям научиться держать равновесие.

Что такое «гран-би»

ВЕЛОФАКТЫ

В 1870 году появился новый велосипед с огромным передним колесом. Его называли «гран-би», «пенни-фартинг» или просто — большеколёсный велосипед. Из-за диаметра переднего колеса скорость «гран-би» развивал большую скорость. Хотя забраться на «гран-би» и сохранять на нём равновесие мог только настоящий акробат. Многие падали с него на землю. Популярность «гран-би» была недолгой, но внесла вклад в развитие велосипеда.

Читайте также:  Книга «Бильярд. Секреты техники игры»

Велосипед и женщины

ВЕЛОФАКТЫ

«Велосипед сделал для эмансипации женщины больше, чем всё остальное вместе взятое», — писала в газете New York Times борец за гражданские права женщин Сьюзен Энтони. В 1889 году женщины получили право не просто крутить педали, а право ехать куда хотят, с кем хотят и когда хотят. Первое время женщина на велосипеде вызывала яростную критику в консервативном обществе. Появились специальные велосипеды для женщин — с низкой рамой и устройством для держания юбки. А затем велосипед радикально изменил стиль женской одежды: кататься в платьях было жутко неудобно, поэтому барышни начали носить шаровары и брюки с начёсом по колено.

Велосипеды в армии

ВЕЛОФАКТЫ

Велосипеды использовали даже в военных целях. В 1875 году в итальянских войсках велосипедисты передавали военные приказы. В 1894 году французский промышленник Шарль Морель и лейтенант Анри Жерар объединили усилия и разработали модель складного велосипеда. Его использовали русская, французская и румынская армии. А с 1913 года во французской армии появились целые отряды велосипедистов. Во время Первой мировой войны они регулярно участвовали в военных действиях.

Да простит меня создатель велосипеда, но как же я недооценивала этот транспорт! Книгу я прочитала за час. Иллюстрации пересматриваю до сих пор: обожаю мелкие детали, которыми наполнены картины Милано. Дама на балконе поливает цветы, мальчик сломя голову едет на велосипеде, кот гуляет по крыше французской бакалеи. Книга Оливье Милано красивая, простая, наполнена историческими фактами. А ещё после неё жутко хочется прокатиться на велосипеде.

ВЕЛОФАКТЫ

По материалам графического романа «На двух колёсах»

Обложка поста: pexels

Виды велосипедов

Совершенно разные велосипеды нужны человеку, который собирается ездить по городу или на работу, и человеку, желающему отправиться в туристическую поездку. И уж совсем другая машина нужна профессионалу-шоссейнику. Несмотря на то, что все велосипеды устроены примерно одинаково, существует три основных вида: городские, горные и шоссейные. Все остальные многочисленные модели происходят от этих трех.

Дорожный велосипед. Спроектирован так, чтобы его могли эксплуатировать многие годы с минимальным обслуживанием. Предназначен для ежедневных неспешных поездок по делам. Универсальная машина, комфортабельная и комфортная. Дорожные велосипеды служат любителям спокойного катания прекрасным средством передвижения по дорогам с хорошим покрытием. Посадка на городском велосипеде очень высокая: нагрузка на руки почти отсутствует. Широкое подпружиненное седло увеличивает комфорт при езде. Дорожные велосипеды имею одну и более скорость. Тормоза на односкоростных дорожных велосипедах задние, ножные, на многоскоростных — ободные тормоза консольного типа (V-brake). На большинстве моделей дорожных велосипедов устанавливают различные удообные и полезные аксессуары: грязевые щитки на колесах, защита цепи, багажник, фара, подножка, корзина. Иногда уже в заводской комплектации установлено электрооборудование.

Шоссейный велосипед. Нужен тому, кто хочет кататься по шоссе с максимальной скоростью. Шоссейные велосипеды предназначены для езды по качественной дороге с большой скоростью, поэтому основные характеристики велосипедов — скорость и вес. Шоссейные велосипеды отличаются легкой рамой (из специальных материалов) с небольшой базой, рулем с перепадом (рога) и имеют тонкие плотно накаченные колеса с однотрубками, или с тонкими клинчерами – специальными камерами с покрышками. Колеса у шоссейных велосипедов большого диаметра 28 дюймов, с очень узкими шинами (18-28 мм). Амортизатор на вилке отсутствует, что способствует лучшему разгону велосипеда. Посадка велосипедиста на шоссейном велосипеде низкая. Шоссейные велосипеды имеют тормоза клещевого типа, и манетки, интегрированные в тормозные ручки.

Горный велосипед. Пригоден практически для всех поездок по дорогам и тропам. Основная "стихия" — эксплуатация в самых суровых условиях: прыжки через препятствия, езда по грязи, снегу и лесу. Они очень надежны.

Горные велосипеды (MTB-mountain bike) предназначены для езды по пересеченной местности. Рамы этих велосипедов очень прочные и изготавливаются по специальным технологиям. Почти все модели горных велосипедов комплектуются амортизационными вилками. Тормозная система комплектуется ободными тормозами консольного типа, дисковыми тормозами или гидравлическими дисковыми тормозами. Горные велосипеды имеют большой диапазон скоростей для различных режимов езды и обеспечивающих изменение передаточного отношения в очень широких пределах (езда по шоссе, езда в горку и т.д.). Специальная конструкция узлов горного велосипеда позволяет переключать передачи в условиях сильного загрязнения и при высоких нагрузках.

От скрещивания этих трех видов получаются туристические велосипеды, триальные, BMX (для фигурного катания с выполнением акробатических трюков) и некоторые другие.

Выбирая модель, обязательно надо сесть на нее, прокатиться и, самое главное, сидя, убедиться, что ноги достают до земли. Обязательно следует проверить, как работают тормоза, и изучить длину тормозного пути.

Кататься на велике можно везде: в парках, по улицам, по дорогам, определенного места это занятие не требует, тем более что современные модели велосипедов могут преодолеть все превратности дороги. Специального времени года для катания тоже не существует. Не правы те, кто утверждает, что кататься можно только летом. Просто это время, на которое выпадает максимальное использование велосипедов. Велосипедисты же со стажем предпочитают кататься осенью и зимой, надо только сменить шины с летних на зимние.

Тренировочная программа для начинающих включает в себя катание через день не менее 30 — 40 минут. Со временем нагрузку постепенно увеличивают. Прогрессивные "катальщики" ездят по 30 — 40 километров по трассе с подъемами.

Революционный транспорт

Почти каждое внесенное в конструкцию устройства изменение порождало революцию, и не только в технике. Так, складной велосипед можно было хранить в городской квартире и переносить в руках, так что количество владельцев сильно увеличилось. Складной велосипед знаменовал собой и уменьшение массы транспортного средства, ведь до этого двухколесные «самокаты» имели внушительный вес и слабую маневренность.

Читайте также:  Гирудотерапия — показания и противопоказания

Такие незаменимые в технике узлы, как шестеренки, подшипники и др., впервые появились именно в велосипедах.

Особенно много сделал этот вид транспорта для женской эмансипации. Да, большую популярность в 1890-х годах он получил среди женщин. Если раньше они редко отходили далеко от домашнего очага, то теперь вдруг приобрели необычную мобильность. Для езды «верхом» не подходили корсеты, длинные юбки и другая тяжелая одежда тех лет, поэтому в обиход вошли женские шаровары. Поначалу дамы «на колесах» настолько обескураживали мужчин, что, например, герой чеховского «Человека в футляре» отказался на такой женщине жениться.

Тогдашние общества велосипедистов боролись за улучшение качества дорог, и в ряде случаев успешно.

Революционный транспорт

Можно даже сказать, что научно-технический прогресс как таковой во многом обязан именно велосипеду.

С конструирования этих транспортных средств начинали основатели многих корпораций, впоследствии известных как автопроизводители:

  • «Опель»;
  • «Пежо»;
  • «Шкода».

Производителями велосипедов в начале своей карьеры были даже братья Райт, позднее подарившие человечеству самолет.

Влияние велоспорта на организм

Влияние занятием велоспортом на организм очень положительно и широко направлено. Во-первых, укрепляется опорно-двигательный аппарат, во-вторых, — сердечно-сосудистая система, в-третьих, способствует поправки фигуры и пополнение мышечной массы.

Велосипед на сегодняшний день можно считать не только самым эффективным способом укрепления здоровья, но и самым доступным. Какой бы вид спорта ни выбрать для себя в качестве альтернативы тренажёрам, всё равно придётся попотеть — и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Результат в виде подтянутой спортивной фигуры. Как у любого вида физической нагрузки велосипедные прогулки, как самый популярный на сегодня из способов поддержания формы, имеют свои плюсы и минусы.

ПЛЮСЫ. Можно считать упражнение на выносливость, в основном развивающим нижнюю часть, а точнее — бёдра и ягодицы. Также подтягивает заднюю поверхность бёдер, практически не задействованную во многих других видах физической активности. Антицеллюлитный эффект от занятия велосипедом.

МИНУСЫ. Они как продолжение достоинств. Велосипед не рекомендован тем, кто никак не заинтересован в увеличении объёма бёдер. Фигура велосипедиста отличается некоторой гипертрофией в этой области. Если слишком упорно крутить педали, можно «перекачать» и икры. Раньше существовала возможность гинекологических последствий этого спорта, но сейчас уже есть специальные женские сиденья.

Велосипед на сегодняшний день можно считать не только самым эффективным способом укрепления здоровья, но и самым доступным. К тому же с его помощью можно и укрепить опорно-двигательный аппарат, и сердечно-сосудистую систему, и поправить фигуру и пополнить мышечную массу. Вдобавок к этому и чисто эстетическое чувство при поездках как по городу и его паркам, так и на лоне природы.

Для любого вида физической культуры важна системность и постоянство. Именно поэтому велосипед целесообразно сочетать по окончании летнего периода с лыжами, или занятиями на велотренажере.

Модели, разработанные в начале XIX века

1791 год. Графу Комте де Сикрак приписывают строительство целерифера, якобы, игрушечной деревянной лошади с двумя колесами вместо двух полозьев. Этот первый велосипед в настоящее время считается патриотическим мифом, созданным французским историком в 1891 году. Этот миф был развенчан французским исследователем в 1976 году. На самом деле, был случай, когда Жан Сиврак из Марселя продал за границу четырехколесный скоростной тренажер под названием целерифер в 1817 году.

1801 год. Упоминание о велосипеде в России. Якобы, крепостной кузнец Ефим Артамонов построил железную конструкцию с передним колесом в рост человека, задним — меньшим вдвое. Также был руль, седло, педали. На этом большеколёсном велосипеде Артамонов сделал нереальный марафон из своего родного городка Верхотурье, что возле Перми, до Москвы. Об этом событии сделана лишь одна запись в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии» о том, что мастеровой уральского завода Артамонов бегал на своем изобретении во время коронации. Словарь издан более чем через сто лет после этого события, в 1910 году. Говорится также, что сама тележка Артамонова забрана в царскую коллекцию редких вещей и вскоре утеряна.

Эта история многими подвергается сомнению, даже русскими исследователями в документальном фильме об истории велосипедов, созданном по экспонатам зала Веломото в Московском политехническом музее.

1817 год. По-разному называли первый в мире велосипед: беговая машина, дрезина и денди-лошадь. Он был изобретен немецким изобретателем бароном Карлом Дрезом в ответ на широко распространившийся голод и массовый забой лошадей, вследствие неурожайного года. Ранее случилось извержение вулкана Тамбора.

Самый первый велосипед имел руль-держатель над передним колесом. Это первый двухколесный транспорт. От него пошло развитие принципа построения всех транспортных средств с двумя колесами, преимущество, которого в том, что велосипед или мотоцикл имеют минимальное сопротивление качению. Велосипеды Дреза были сделаны целиком из дерева. При езде на них нужно было находить баланс на переднем колесе, чтобы сдвинуть его немного при повороте. Люди тогда не решались убирать ноги с безопасной земли, поэтому приводились в движение при помощи бега по поверхности.

После хорошего урожая в 1817 году верховая езда на велосипедах в городах была запрещена по всему миру, так как большинство велосипедистов катались по брусчатке, а на ней они не могли балансировать и сбивали пешеходов. Со временем эта причуда прошла сама собой. Потребовалось почти 50 лет, пока не появилось новое поколение людей с лучшим чувством равновесия.

Читайте также:  Ставки на гандбол в букмекерских конторах

Год изобретения первого деревянного велосипеда — Велобаджо

Существует очень много версий в истории создания велосипеда

и его первого изобретателя, правда, основными из них считаются две. Согласно первой версии впервые велосипед с педалями и рулем построил русский крепостной кузнец Артамонов.

В сентябре 1801 года он демонстрировал свое изобретение изумленной публике на Ходынском поле в Москве. Патент на свое изобретение Артамонов не получил, велосипед поместили в царскую коллекцию диковинных вещей и вскоре о нем забыли.

Согласно второй версии родоначальником велосипеда считают немецкого барона Карла фон Дреза. Прототипом современного велосипеда был двухколесный деревянный самокат без педалей.

Чтобы передвигаться, человек отталкивался от земли ногами, затем поджимал их и ехал какое-то время по инерции, балансируя при этом, чтобы не упасть. К. Дрез

снабдил брус седлом и в 1815 году сделал важное усовершенствование, установив рулевое управление над передним колесом. Свое изобретение будущий профессор механики назвал «машиной для ходьбы». В дальнейшем изобретение назовут «дрезина» в честь его создателя.

Лишь в 1818 году Дрез запатентовал свое изобретение. В этом же году француз Динер взял патент на это изобретение в своей стране и назвал его привычным для нас «велосипедом», что переводится с латинского, как «быстроногий».

Изобретение очень быстро завоевало популярность, на них с увлечением гоняли люди из высшего общества.

Важно

В 1839 году шотландский кузнец Макмиллан решил добавить к велосипеду Дреза педали, соединив их с задним колесом с помощью железных стержней и обыкновенных шатунов. В 1845 году Томпсон создал первую, пусть пока несовершенную и непрактичную, надувную шину. В 1853 году Пьер Мишо запатентовал педальный привод,

который крепился к переднему колесу. Модель обзавелась тормозом, полупружиненным седлом и метким названием «костотряс». В 1863 году парижский мастер по изготовлению колясок собрал свой первый велосипед, прикрутив к переднему колесу педали. Долгое время велосипеды были деревянными.

Пьер Мишо предложил заменить первоначальную деревянную конструкцию металлической рамой. Пьер Лалман, Пьер Мишо, скооперировавшись с лионскими промышленниками Оливье, с 1864 года начали массовое производство велосипедов.

Только в 1866 году Пьер Лалман получил патент на изобретение, в результате чего официально его стали считать первым создателем велосипеда.

К концу XIX века мир потряс настоящий велосипедный «бум».

В Англии, Франции, США было выдано около 6 тысяч патентов на новые конструкции велосипедов. Велосипеды приобрели современные очертания. У них уже были пневматические шины с раздельной камерой и покрышкой. В наше время имеются велосипеды всевозможных конструкций и назначений. Например, велосипеды грузовые, почтовые, детские, спортивные, водные и т. д.

Современная модель велосипеда

Совершенствование двухколесного «железного коня» продолжалось: в 1878 году англичанин Лоусон добавил цепную передачу, а в 1884 году появился Rover – модель велосипеда, практически ничем не отличимая от современных.

«Скиталец», придуманный англичанином Джоном Кемпом Старли, имел равного диаметра колеса, раму и цепную передачу на заднее колесо. Седло велосипедиста комфортно располагалось между колесами, на раме. Конструкция «Роверов» считалась безопасной.

Интересно! В некоторых европейских языках слово «Ровер» стало нарицательным и означает «велосипед», а сама фирма, начавшая свою деятельность с двухколесного транспорта, стала крупным автомобильным концерном, который благополучно существовал до 2005 года. К сожалению, он был ликвидирован по причине банкротства.

Следующим этапом развития велосипедного производства стало оснащение их надувными каучуковыми колесами. Изобретение принадлежит шотландцу Джону Бойду Данлопу. Теперь езда даже по бездорожью стала мягче, и двухколесный «конь» избавился от прозвища «костотряс».

90-е годы XIX века – целая эпоха велосипедостроения. Бициклеты, которые до того времени производились из стали, раньше не красили, и поддерживать внешний вид «железного коня» приходилось с помощью чистки керосином, бензином. В 1890 году появились первые модели велосипедов из алюминия.

  • педальные тормоза – с 1898 года;
  • механизм свободного хода, облегчивший движение с горы;
  • ручные тормоза, хотя их оценили не сразу.

Изменялся и внешний вид велосипедов: в 1878 году был придуман складной вариант, а чуть позднее, в 1895 году был придуман «лежачий» велосипед – лигерад. С 1914 года их производство на заводе «Пежо» стало массовым.

Заключение

В целом, можно говорить о том, что велосипед – это стиль жизни. Он экологичен и не добавляет расходов. Он даёт свободу действий, преимущества перед автомобилистом, пешеходом и мотоциклистом. Он позволяет испытать прилив адреналина и чувство полёта, избавиться от стресса и укрепить здоровье.

Этот простой аппарат удивительным образом меняет жизнь. В ясный день гораздо интереснее провести свободное время за прогулкой по городу или живописному лесопарку, чем лежать на диване. Море позитива, новые впечатления и огромное количество ярких и запоминающихся фотографий – вот что подарит велосипед каждому, кто хоть немного умеет держаться в его седле.