Что такое велокросс и особенности велосипеда для него

Велосипед для велокросса (также велокроссовый велосипед, циклокроссовый велосипед) — специализированный велосипед для этого вида спорта, по сути шоссейный велосипед с повышенной проходимостью.

Немного истории

Для начала стоит акцентировать внимание на том, зачем вообще необходимо деление соревнований на классы в мотокроссе. Основой ему служит используемый мотоцикл, а точнее, его параметры.

Изначально для состязаний использовались стандартные дорожные мотоциклы, но с развитием спортивного направления и автомобильной индустрии, стало понятно, что это решение далеко не оптимально.

Во-первых, из-за того, что трасса гарантированно включала препятствия, нагрузка на мотоцикл неизбежно возрастала, что приводило к постоянным поломкам. В частности, больше всего страдала выхлопная труба, неизбежно получавшая повреждения при преодолении трамплинов, а также зеркала и фары – наиболее хрупкие узлы, страдающие во время падений спортсменов.

Во-вторых, большую роль стал играть общий вес конструкции – чем он меньше, тем больше полезной мощности можно было получить от двигателя, и тем проще было управлять мотоциклом гонщику. В связи с этим от бесполезных в данном случае частей было принято отказаться. К их числу относится вся электрическая часть и наиболее хрупкие элементы конструкции.

Наиболее важным же конструктивным изменением стала установка специальных моделей моторов, при проектировании которых старались достичь двух целей:

  • сделать мотор более легким, поскольку его влияние на общий вес было наиболее сильным,
  • вывести на первый план крутящий момент, а не максимальную скорость, так как гонщикам требовалось более уверенное поведение машин на сложных участках.

Так с конвейеров производителей, выпускающих серийные кроссовые мотоциклы, стало выходить достаточно внушительное количество моделей, различающихся установленным двигателем и, как следствие, мощностью. А поскольку мотокросс уже давно стал считаться официальным видом спорта, потребовалось строго разграничить их применение для достижения максимальной честности соревнований и равенства спортсменов.

Лучшие кроссовые мотоциклы

Самыми беспрецедентными марками по производству подобных мотоциклов остаются КТМ и Husqvarna. Это шведская и австрийская компании, которые производят схожие в конструктивном плане байки, все же они имеют между собой отличия, заключающиеся в мелочах, которые, собственно, и делают их лучшими.

Справедливости ради стоит сравнивать поддельные ряды двух семейств одного года выпуска, потому как эта техника также развивается и совершенствуется. Например, обе марки стали использовать за основу облегченную на 600 грамм раму производства WP, применяется маятник совершенно другой формы, который на 360 грамм легче предыдущего.

В передней вилке вместо пружинных гидравлических демпферов стали применяться воздушные . Что касается тормозной системы, то обе марки используют комплекты Brembo и GSK. Кстати, двигателя в мотоциклах с 20017 года выпуска устанавливаются и одинаковые моторы, что только усложняет выбор. Все же приведем несколько отличающих критериев:

 Характеристики силовых установок мотоцикла ктм

На мотоциклах марки КТМ моторы при том же объеме, 250, 350 или 450 куб. см более жесткие, то есть они буквально рвут с места, делая их более резвыми. Что касается австрийской компании, то мотоциклы Husqvarna более покладистые и комфортные в этом случае, но в соревнованиях с КТМ из-за отсутствия жесткости будут явно отставать. Это и есть основное и чуть ли не единственное отличие между брендами. Кстати, разделять их придется недолго, потому, как уже на данный момент они принадлежат одному владельцу.

Читайте также:  Виды допинга в спорте. Как это работает?

 Отличие КТМ от Husqvarna

Если вы хотите менее выделяющуюся технику с меньшим количеством брендинга, то КТМ в этом плане лучше, так как у него упрощенный дизайн. Отсутствует все лишнее.

  •  Также мотоциклы КТМ лишь опционально оснащаются системой трэкшн-контроля,
  • в то время как Husqvarna имеет кнопку включения этого режима в стандартной комплектации, расположенную слева на руле.

Выбор объема кроссового мотоцикла

Решая купить спортивный мотоцикл для соревнований при езде по бездорожью, выбор объема двигателя весьма существенен, но не стоит также забывать про пропорционально увеличивающийся вес. Чем больший объем имеет ДВС, тем тяжелее ваш байк. Также стоит учитывать вес ездока.

Все же стоит выделить оптимальный вариант. Из обоих семейств таковым является мотоцикл с силовым агрегатом в 350 куб. см. Почему лучше выбрать именно такой аппарат? Потому что на первых этапах обучения вам придется буквально бороться с ним, чтобы научится управлять всей его мощностью. Если сядете сразу на коня с 450 куб. см, то возможные падения. Он должен стать следующим этапом совершенствования своих навыков.

Если вы полный новичок, то лучше всего выбрать модель с 250 куб. см. По крайней мере вы намного снижаете риск травматизма, потому как такую мощность можно усмирить. Хотя профессионалы эндуристы скажут обратное – мол, двухтактный двигатель поначалу сбивает с толку. Все это просто предрассудки, которые не стоит учитывать.

Новый или б/у кроссовый мотоцикл 

Если у вас есть возможность, то, конечно, лучше покупать новый мотоцикл, потому что все его детали и механизмы подвержены износу. Не стоит даже покупать б/у, если вы являетесь опытным спортсменом и хорошим ремонтником. Тем более, при заказе нового вы получаете квалифицированные сервисные услуги и гарантию.

Выбор кроссового мотоцикла

Если у вас имеется опыт вождения только дорожной техники, не стоит выбирать самый мощный вариант. Для начинающих мотоциклистов лучшим вариантом являются модели с объемом двигателя до 125 см³. Если мотоцикл для мотокросса выбирается для ребенка, следует обратить внимание на технику детской группы до 50 см³.

Просмотров: 12 372

Похожие публикации

  • Мото Мотоцикл БМВ 101 концепт
  • Мото Мотоцикл Deus Yard Built XV950 «D-Side»
  • Мото Мотоцикл BMW R1100GS Buldozzer (Бульдозер)
  • Мото Уницикл от Yamaha

Разновидности велобайка

Модифицированные горные велосипеды выполняют главную задачу – передвижение по пересеченной местности. Конструкция должна выдерживать частую нещадную эксплуатацию, механические повреждения. Высоко ценится маневренность, проходимость и сцепление с трассой. Важными характеристиками являются:

  1. Передняя вилка – до 10 см. Она должна обеспечивать высокое сопротивление, блокировать амортизацию при необходимости.
  2. Покрышки в два дюйма. Специальное покрытие и протекторы обеспечат сцепление и проходимость.
  3. Легкая, прочная рама. Чем меньше вес конструкции, тем легче маневрировать спортсмену на трассе.
Разновидности велобайка

Кантри велосипед имеет множество модификаций. Наиболее популярные – хардтейлы и двухподвесы. Первые не подходят для новичков. Они тяжелее и сложнее в управлении. Необходим опыт обращения с горными велосипедами. Хотя стоят они дешевле, чем двухподвесные. У Хардтейла задняя часть жестче, тяжелее. Передняя вилка обеспечивает хорошую амортизацию, а жесткая рама компенсирует перепады высот на трассе. Общий вес такой конструкции – свыше 20 кг. Некоторые спортсмены намеренно уменьшают массу, рискуя безопасностью.

Читайте также:  Силовые виды спорта - армрестлинг

К каждой конструкции прилагаются ручные тормоза, система переключения скоростей.

Двухподвес больше подходит для новичков, хотя им активно пользуются и профессиональные велогонщики. Ровер с двумя вилками амортизации позволяет максимально точно прочувствовать дорогу. У профессиональных моделей отсутствует вибрация, управление легкое. Модели стандартной комплектации отличаются высокой маневренностью, устойчивостью на сложных участках трассы.

Разновидности велобайка

Двухподвес Хардтейл

Инструмент для монтажа оптических кроссов

Для работ по монтажу кроссов любого типа будет достаточно иметь в своём распоряжении набор инструментов монтажный НИМ-25. Набор этот, получивший широкую известность среди монтажников-спайщиков, выпускается компанией «Связьстройдеталь» в разных вариантах как по содержимому, так и по конструктиву защитного кейса. При желании все варианты, имеющиеся в продаже, можно без труда найти в каталоге. Например, НИМ-25:

Рис. 7. Знаменитый НИМ-25

Инструмент для монтажа оптических кроссов

Весьма подробно типовое содержимое этого комплекта, назначение и способы применения отдельных инструментов описаны в нашей статье, посвящённой разделке кабеля. Также можете посмотреть видеообзор набора от наших партнеров:

Повторим, что этого набора будет достаточно. В нём собран инструмент для работы с любым типом кабеля. Но на практике не всегда есть необходимость использовать набор в своём первозданном составе. Бывают ситуации, когда лишний вес оборудования нежелателен и неиспользуемый инструмент можно просто не брать с собой. Многие опытные монтажники так и поступают, выкладывая заранее из кейса те инструменты, которые им точно не понадобятся. Например, если монтажник работает исключительно на монтаже локальных ВОЛС. Это значит, что набор можно облегчить довольно ощутимо, а именно — убрать ножовку, тросокусы, пассатижи.

В то же время никто не запрещает дополнить набор теми полезными приспособлениями и инструментами, которые нужны именно нам. Например, инструментом для затягивания пластиковых стяжек, именуемый в обиходе «пистолетом». Он изображён на рис. 8:

Инструмент для монтажа оптических кроссов

Рис. 8. Инструмент для затягивания пластиковых стяжек.

Применение его делает процесс затяжки и обрезания стяжек исключительно удобным и комфортным — одним движением. Если у вас есть потребность в многократной установке стяжек, например, для закрепления технологического запаса кабеля вблизи кросса этот инструмент будет как нельзя кстати.

Другим примером дополнительной оснастки может послужить такой инструмент как ключ с трещоткой. Для установки металлических хомутов, таких, как изображенный на рис. 9 (а они идут в комплекте и рекомендуются к установке во многих моделях кроссов), подобный ключ подходит лучше любого другого инструмента.

Инструмент для монтажа оптических кроссов

Рис. 9. Хомут металлический. Их ещё называют «автомобильными».

Сам же ключ изображен на рис. 10. Причём рекомендуется использовать именно торцевую шестигранную головку также изображенную на рисунке, поскольку именно эта конструкция обеспечит самый удобный захват головки червячного винта. Крутить таким ключом можно даже в самых труднодоступных местах, а места установки таких хомутов почему-то чаще всего оказываются именно труднодоступными.

Рис. 10. Ключ с трещоткой и торцевой шестигранной головкой.

Инструмент для монтажа оптических кроссов

Ещё одним важных инструментов для работы с кроссами являются… замочные ключи. Да, иногда бывают ситуации, когда работы по монтажу оптического кросса могут быть сорваны из-за отсутствия доступа к самому ОКр, расположенному в телекоммуникационной стойке. Стойка может оказаться закрытой и без ключа в неё не попасть. И при этом, если она запирается таким ключом как на рис. 11, то справиться с замком ещё как-то можно будет, а вот с вариантом на рис. 12 без оригинального ключа не обойтись.

Читайте также:  "Правила вида спорта "фигурное катание на коньках"

Рис. 11. Довольно распространённый тип ключа для шкафов связи.

Рис. 12. Запорное устройство с замочной личинкой.

Инструмент для монтажа оптических кроссов

Уверены, что многие опытные монтажники могут поделиться своими полезными советами по комплектации своих наборов. А если у вас опыта мало или его нет совсем, рекомендуем посетить наши занятия по монтажу ВОЛС, где такие советы вы сможете получить от наших преподавателей.

Подробнее про курсы обучения

Инструмент для монтажа оптических кроссов

Циклокросс (Велокросс)

Циклокросс– велосипедная дисциплина, в которой спортсмены соревнуются на кольцевой трассе, протяженностью 2,5-3,5 км по пересеченной местности. Это одна из старейших дисциплин велоспорта. Первые соревнования были проведены во Франции ещё в 1902 году, а в 1924 году прошли первые международные соревнования в этой дисциплине.

Трасса для циклокросса может проходить как по лесу, так и по полям, что аналогично кросс-кантри. В качестве препятствий на трассе присутствуют корни деревьев, поваленные стволы, броды, грязь, рвы, холмы, резкие подъемы и спуски, камни, а также любые искусственные препятствия. Циклокросс также часто называют велокросс.

Циклокросс это одна из самых сложных дисциплин велоспорта. Гонщик вынужден часто спешиваться и преодолевать некоторые весьма участки трассы бегом, перенося велосипед на плече.

Однако, каждая такая пробежка отнимает большое количество времени, поэтому спортсмен старается преодолевать трассу преимущественно оставаясь в седле.

Важно

Отсюда следует, что спортсмен, занимающийся велокроссом, должен обладать великолепной техникой катания и феноменальными навыками контроля над велосипедом для того чтобы минимизировать такие пробежки и экономить время.

Изначально велокросс появился как способ тренировки шоссейных гонщиков в зимнее время года. Для таких тренировок использовались шоссейные велосипеды, переделанные под внедорожные. Однако, на данный момент в велокроссе используются специализированные велосипеды для циклокросса.

Внешне такой велосипед представляет собой гибрид шоссейного и горного велосипедов. С первого взгляда легко перепутать шоссейный велосипед и велосипед для велокросса. У велокроссового велосипеда сохраняется руль-баран и аналогичный диаметр колеса.

 Главные различия между этими велосипедами заключается в наличие у циклокроссового велосипеда толстых покрышек с агрессивным протектором (не более 35 мм), зазорами в раме (для предотвращения залипания грязи), кантеливерными или дисковыми тормозами (вместо стандартных клещевых у класса шоссе), усиленной вилки, а также геометрии, специально адаптированной для быстрого спешивания и удобного управления на бездорожье. Втулки как правило имеют специальные дополнительные уплотнения, для исключения попадания грязи внутрь всех узлов. Фактически, велосипед для велокросса – это некоторый гибрид между шоссейным велосипедом и горным велосипедом для кросскантри.

Циклокросс впечатляет уровнем трасс. Трасса иногда близка по уровню трассам для мини даунхила, проводимого в Москве и МО, но при этом дополнительно снабжена резкими подъемами, участками с грязью и проведением заездов в осенне-зимнее время года под дождем или снегом.

Отсутствуют только пролетки и дропы. Сложно представить, какой уровень подготовки требуется от гонщика, когда он лихо преодолевает фактически на шоссейном велосипеде, все сложности рельефа.

Велосипед для циклокросса не будет компенсировать ошибки управления, поскольку не обладает ни амортизаторами, ни мягкой резиной.