Как выбрать беговые лыжи, ботинки и палки

Чтобы получить от катания на лыжах настоящее удовольствие, следует обратить внимание не только на выбор лыж, но и на качество креплений. Крепления это своего рода привод, важное звено между ногами, обутыми в ботинки, и собственно лыжами. От качества этого «посредника» зависит если не всё, то очень многое. Какое крепление для лыж лучше?

В креплениях SNS, ботинок закрепляется на широкой направляющей, вдоль которой имеются выступы. Впереди нее располагаются резиновые упоры, помогающей возвращать ботинок в горизонтальное положение после толчка. Есть несколько видов жесткости, которые можно менять.

Существуют два подвида системы SNS:

  • Pilot — применяется в основном для конькового стиля. Подходит как для любителей, так и для профессионалов. Отличительной особенностью является лучший контроль над лыжей.
  • Profil — универсальная модель, подходящая для разных конькового, классического и комбинированного стилей. Из плюсов можно выделить лучшую геометрию, меньший вес, отличный контроль над лыжей. Многие лыжники — профессионалы выбирают именно эту модель. Дополнительно между этим креплением и лыжей устанавливается пластина WEDGE, которая поднимает переднюю часть ботинка на 5 миллиметров, увеличивая тем самым фазу отталкивания и прокат на лыже.

Лыжные крепления SNS отличаются прочностью, надежностью, отличным качеством и лучшим контролем над лыжами. К недостаткам относится узкий ассортимент лыжных ботинок, высокая цена и применение исключительно на трассах, которые обрабатываются ратраками.

Лыжные комплекты представлены с любыми из вышеуказанных креплений, но подбирать их нужно исходя из стиля катания, возраста и навыков пользования лыжами. Новичкам-любителям и детям подойдут лыжные крепления 75 мм и NNN. Профессионалам следует остановить свой выбор на механических NNN или SNS.

Крепления

1.       NN 75. Устаревший вариант, используемый еще со времен СССР. Крепление представлено стандартной металлической скобой (современные системы бывают и из пластика, прочных сплавов), не слишком качественно фиксирующей ботинок. Из плюсов – доступная цена. Минусов больше – сложно подобрать обувь, невозможно использовать NN 75 при коньковом ходе, неудобное расположение крепежей, низкое качество материалов.

2.  NNN (New Nordic Norm). Система, разработанная норвежским производителем Rottefella. Крепление представлено двумя направляющими, находящимися на определенном расстоянии друг от друга (регулировка по размеру ботинка), и резиновым упором (флексором), определяющим жесткость (подбирается в зависимости от выбранного стиля катания). Из преимуществ – обширный ассортимент подходящей под крепление обуви, дополнительная устойчивость, обеспечиваемая двумя плоскими направляющими, системы механического и автоматического крепления.  

3.       NIS (Nordic Integrated System). Модернизированный и улучшенный вариант системы NNN, представленный специальной платой, уже интегрированной в лыжу, куда легко прищелкиваются крепления. Из плюсов – многообразие выбора фирм производителей ботинок (Madshus, Rossignol, Alpina, Fischer), возможность выбирать положение для креплений, обратная совместимость с NNN.

4.       SNS (Salomon Nordic System). Система, изобретенная французским производителем Salomon. Делится на две категории: SNS Pilot и SNS Profil. Первый вариант состоит из направляющей и двух скоб, где вторая скоба играет роль флексора и задает жесткость. Второй вариант представлен направляющей и резиновым упором, который тоже имеет градацию жесткости. Для классического хода стоит подбирать крепления с показателем жесткости от 85 до 95; коньковый ход – 115-125; комбинированный – 95-115. Из плюсов – дополнительный контроль лыж из-за наличия второй скобы.

5.       Turnamic. Высокотехнологичная система креплений, работающая на платформе IFP (современная замена NIS). Выпускается в трех вариациях – гоночные, детские и с автоматическим механизмом. Фиксируется с помощью металлических скоб, не влияющих на жесткость и структурные особенности лыж. В основе крепления – поворотный механизм, позволяющий даже в варежках спокойно отстегивать ботинок. Полная совместимость с NNN.

Различия систем

В общем, различия между креплениями NNN и SNS незначительные и будут незаметны для обычного любителя, но есть нюансы, на которые обратит внимание профессионал. Например, крепежи SNS Pilot многие хвалят за двойное зацепление ботинок к лыжам, от этого улучшается маневренность, но в то же время при не очень холодной погоде снег набивается под вторую скобу и спрессовывается в ледяной комок, препятствующий нормальной постановке ботинка на крепление. Также случается отцепление второй скобы при толчке. Но в холодную погоду эти крепления работают отлично.

Многие профессионалы ценят крепление NNN за то, что благодаря платформе на лыжах и конструкции NIS под крепежом, ботинок приподнимается, и нога как бы становится длиннее. Это увеличивает силу толчка за счет удлинения рычага. В то же время этот эффект снижает устойчивость лыжника, что исключено в креплениях SNS. Что выбрать: крепление NNN или SNS, решать самому лыжнику, в каких ботинках и на каких крепежах ему удобнее кататься. Это индивидуальный подход, и однозначного ответа нет.

Автоматические или механические: что лучше?

Когда определились с типом крепежа, возникает другой вопрос: выбрать автомат или механику?

Любой профессионал однозначно выберет механический тип. При высокой скорости и большой силе отталкивания возникает риск случайного отстегивания лыжи. Это чревато серьезными травмами. Механические крепления такой риск полностью исключают, поэтому для тренировок и соревнований профессиональные лыжники выбирают именно их. В эксплуатации они неудобны тем, что приходится каждый раз нагибаться, чтобы их пристегнуть или отстегнуть.

Для любительского катания на прогулочной скорости подойдут автоматические крепления. Они гораздо удобнее в эксплуатации. Чтобы застегнуть их, достаточно наступить носком ботинка на углубление в замке. Расстегиваются еще проще — нужно нажать на кнопку у основания ботинка. Это возможно сделать даже палкой, если не хочется наклоняться. Чтобы лыжи не отстегивались в самый неподходящий момент, выбирайте проверенные модели известных фирм.

Механические крепления стоят гораздо дороже автоматических собратьев, поэтому не так популярны среди любителей. Каждый решает сам, что выбрать — механику или автомат. Помните, что выбирать стоит только модели проверенных производителей: Fisher, Rottefella, Salomon, Rossignol, Atomic. При покупке креплений неизвестной фирмы есть риск внезапного отщелкивания — это может привести к травме.

Как выбрать универсальные лыжи, ботинки и палки

Если вы планируете освоить и классический, и коньковый ход, можно приобрести универсальное снаряжение.

Универсальные лыжи (обозначение Combi) длиннее коньковых, но короче классических. Чтобы определить нужную длину, прибавьте к своему росту 15 см.

Что касается насечек, некоторые универсальные лыжи имеют заменяемую середину: если вы хотите кататься в классическом стиле, используете насечки; если в коньковом, убираете насадку с насечками.

Что купить

  • Лыжи Fischer LS Combi, 5 999 рублей →
  • Лыжи юниорские Nordway Active Combi Jr, 999 рублей →

Ботинки

Как выбрать универсальные лыжи, ботинки и палки

Ботинки для универсальных лыж почти не отличаются от классических. Они такие же мягкие и гибкие, однако имеют пластиковую манжету, которая поддерживает голеностоп.

Что купить

  • Лыжные мужские ботинки Madshus CT 80, 2 999 рублей →
  • Лыжные женские ботинки Nordway Alpha, 3 499 рублей →

Палки

Для универсальных лыж подойдут палки и для классического, и для конькового хода.

Виды креплений для лыж

Крепёж осуществляется непосредственно на лыжи или на специальные платформы . Последние могут быть установлены производителем и иметь готовые отверстия. В этом случае и сами крепления придётся покупать определённой фирмы. На платформы без отверстий можно ставить любые крепёжные системы. Отверстия в этом случае сверлятся самостоятельно.

Крепление состоит из двух раздельных частей и пластинки под носком, обеспечивающей снижение трения ботинка. Передняя часть отвечает за боковое отсоединение, задняя обеспечивает открепление вверх.

Читайте также:  Спортивная медицина - Страница 3 из 3

Размер переднего и заднего охвата одинаков у всех моделей. Поэтому можно использовать ботинки любого производителя .

Виды креплений для лыж

Регулировка креплений горных лыж проводится в зависимости от веса лыжника. Здесь учитывается также опытность и манера катания. При агрессивном скольжении лыжи не должны открепляться.

  1. Для определения единицы срабатывания креплений нужно разделить вес человека на 10. А новичкам отнять 1-2 единицы от полученного показателя.
  2. Максимальные границы регулировки лыжных креплений это плюс-минус 3-4 единицы от полученной в начале цифры (вес минус 10).
  3. Иногда усилие указано не в единицах, а в килограммах. В таком случае от веса отнимается 20-30 килограмм.
  4. Для установки правильной единицы крепления можно воспользоваться специальными таблицами, идущими в комплекте с крепёжной системой. Неопытным лыжникам лучше прибегнуть к помощи инструктора или продавца.

Крепления бывают :

  • Застёгивающиеся вручную. Недостаток: относительно высокая цена.
  • Полуавтоматические и автоматические. Недостатки: — заклинивание при попадании и замерзании воды; — может не открыться без опоры на твёрдую поверхность (например, при падении в глубокий снег).

Особенности креплений для бегового типа лыж определяются трассами, на которых они используются. Во время движения по равнинной или слабопересеченной местности требуется простота и небольшой вес креплений.

Производители выпускают 3 основных типа лыжных креплений: Roteffella (система NNN и её новая версия NIS), Salomon (система SNS) и c (всем знакомая в СССР).

Виды креплений для лыж

1 77 мм (NN 75) – представляет собой три шипа, укреплённых на металлической пластине с пружинистой дужкой.

Этот тип крепления до недавнего времени чаще всего использовался среди лыжников-любителей. Он хорошо знаком нам всем с раннего детства.

Достоинства лыжных креплений NN 75:

  • низкая цена;
  • оптимальный вариант для обучения ребёнка (хватает на год использования).

Недостатки:

  • сложно одеть и снять;
  • много дешёвых и некачественных моделей;
  • ботинки под этот тип креплений постепенно покидают рынок;
  • неудобное разделение на правый и левый крепёж.
Виды креплений для лыж

2 Крепления для лыж SNS (Salomon Nordic System) рассчитаны на профессиональное использование. Выпускаются как автоматические, так и ручные крепления этой системы.

Достоинства лыжных креплений SNS:

  • высокое качество и надёжность;

Недостатки:

  • требуется специальная обувь – ботинки со стержнем, входящим в паз креплений;
  • используется исключительно на трассах, обработанных ратраком;
  • дефицит обуви под этот тип крепления.

3 Крепления для лыж NNN (Rottefella) выпускаются двух видов: крепящиеся напрямую с помощью шурупов и надевающиеся на специальные «салазки» (NIS-крепление).

Виды креплений для лыж

Достоинства лыжных креплений NNN :

  • широкий выбор ботинок по цене, производителю;
  • возможность выбора типа креплений: автомат или ручной;
  • оптимальное сочетание цены и качества;
  • наличие детских и юношеских моделей.

Недостатки: автоматические крепления могут замерзнуть при попадании внутрь воды.

Горные лыжи или сноуборд: что дороже?

Горнолыжный комплект дороже, чем сноубордический.

С точки зрения маркетинга — сноуборд зарождался как более пацанский, народный вид катания, своего рода бунт против классических устоев катания на лыжах.

Поэтому ценник должен быть доступным для молодых, это как входной билет в сноубординг. Дальше бордер сможет истратить гораздо больше на сноуборд, чем в начале пути.

Средний комплект для сноуборда:

  • Сноуборд — 10 000 — 15 000 руб
  • Ботинки — 8 000 — 13 000 руб
  • Крепления — 10 000 — 15 000 руб

Средний горнолыжный комплект:

  • Горные лыжи — 15 000 — 20 000 руб
  • Горнолыжные ботинки — 10 000 — 15 000 руб
  • Горнолыжные крепления — 10 000 — 15 000 руб
  • Палки — 3 000 руб

Итого: 37 000 — 53 000

Цифры приведены с учетом распродаж, полная цена на 30-40% дороже.

Хотите больше узнать о том, как правильно покупать горные лыжи? Читайте статью Правильно купить горные лыжи — как, когда и где.

Например, сноуборды знаменитого райдера Jeremy Jones доходят

Сравнивать цены горных лыж и сноубордов в продаже тоже дело неблагодарное. Если кратко, то не стоит принимать во внимание стоимость снаряжения при выборе, на чем учиться кататься.

Читайте также:  Какая категория прав нужна для управления квадроциклом

Какие крепления для лыж лучше: механические или автоматические

Все производители имеют в своей линейке автоматические и механические крепления. Автоматические защелкиваются сами, а отстегиваются вручную. Механические – застегиваются и отстегиваются вручную.

  • Автоматические крепления менее надежны и предназначены для прогулок на лыжах, стоят значительно дешевле механических. Могут отстегиваться в самый неподходящий момент, если перед катанием в механизм забился снег.
  • Механические крепления надежные и долговечные, предназначены для тренировок и соревнований, выдерживают большие нагрузки. Стоят дороже, но работают как часы – не отстегиваются в неподходящий момент, механизм не замерзает.

Какие крепления для лыж лучше: механические или автоматические

Все производители имеют в своей линейке автоматические и механические крепления. Автоматические защелкиваются сами, а отстегиваются вручную. Механические – застегиваются и отстегиваются вручную.

  • Автоматические крепления менее надежны и предназначены для прогулок на лыжах, стоят значительно дешевле механических. Могут отстегиваться в самый неподходящий момент, если перед катанием в механизм забился снег.
  • Механические крепления надежные и долговечные, предназначены для тренировок и соревнований, выдерживают большие нагрузки. Стоят дороже, но работают как часы – не отстегиваются в неподходящий момент, механизм не замерзает.

Горнолыжные крепления для ски-тура — пиновые

Впервые такие крепления появились благодаря компании Dynafit, поэтому их еще называют динафитовскими. Несколько лет назад истек патент, и их изобретение начали использовать конкуренты. Другие названия: TLT (торговая марка Dynafit) и тековские (tech).

Горнолыжные крепления для ски-тура - пиновые

Пиновые крепления — это уже следующая ступень эволюции в снаряжении для ски-тура, совершенно другой метод соединения лыжи и ботинка. Причины появления этой разновидности — желание снизить вес креплений и приблизить подошву ботинка к поверхности лыжи, не снижая при этом удобство ходьбы. И производителям это удалось. Плата за шаг в сторону от горнолыжного мейнстрима — специальные, или адаптированные, горнолыжные ботинки (обычные не подходят) и высокая стоимость.

Ботинки с креплениями соединяются посредством четырех пинов (штырьков) — два спереди, два в задней части.

Горнолыжные крепления для ски-тура - пиновые

Поклонников таких креплений уже не назовешь обычными горнолыжниками. Они давно стоят на лыжах и, как правило, больше радуются движению вверх, чем спуску. А может, 50 на 50. Просто хотел сказать, что многим их не понять. Они готовы на большие траты ради уменьшения веса комплекта «лыжи-крепления-ботинки», лишь бы забираться дальше, выше, быстрее.

К минусам пиновых креплений, помимо цены и специальных ботинок, можно отнести трудности во время пристегивания ботинок. На первых креплениях надо было ювелирно совмещать маленькие отверстия на ботинках и штырьки. Со временем попадать в крепления стало легче — появились направляющие. Но в начале использования все равно потребуется терпение и сноровка. Особенно при катании вне трасс, когда операция проходит в глубоком снегу, где нет твердой и плоской поверхности.

Горнолыжные крепления для ски-тура - пиновые

Кардинальное отличие пиновых креплений от классических и фреймовых заключается в механизме отстегивания ботинок при опасных перегрузках. У всех пиновых (кроме Diamir Vipec 12) срабатывает пятка (задняя часть), а носок после этого пассивно высвобождается. Это усилие высвобождения носка не регулируется, а только есть возможность отключения на подъеме (для исключения случайного срабатывания на подъеме). К сожалению большинство лыжников на спуске не переключают на катание, а едут в положении подъем, т.е. с отключенным срабатыванием. Это обусловлено тем, что на спуске возникают слишком большие усилия, ведущие к срабатыванию (ТЛТ разрабатывался еще тогда, когда не было широких лыж) .

А после загульного апре-ски накануне без успокаивающих нервы и стабилизирующих движения 150 граммов попадание в крепления может вообще стать невыполнимой миссией. Придется просить помощи у окружающих. Так что если решитесь на покупку пиновых креплений, готовьтесь к трезвой жизни в горах.