Гребля на байдарках и каноэ — вид безуключенной гребли на лодках байдарках или каноэ. Является олимпийским видом спорта с 1936 года (впервые же был представлен на Олимпийских играх 1924 года в качестве показательного вида). Кроме собственно гребли на байдарках и каноэ или спринта (от англ. Canoe sprint ) существует большое количество других дисциплин, использующих эти типы лодок. Из их числа в олимпийскую программу включён только гребной слалом.

Гребля на байдарках и каноэ

Гребля на байдарках и каноэ — вид безуключенной гребли на лодках байдарках или каноэ. Является олимпийским видом спорта с 1936 года. Кроме собственно гребли на байдарках и каноэ или спринта существует большое количество других дисциплин, использующих эти типы лодок. Из их числа в олимпийскую программу включён только гребной слалом. Международные соревнования по гребле на байдарках и каноэ проводится под эгидой Международной Федерации Каноэ ИКФ, англ. ICF. В России её представителем является Всероссийская федерация гребли на байдарках и каноэ ВФГБК. Греблей на байдарках и каноэ занимаются к …

О соревнованиях

По словам председателя региональной общественной организации "Алтайская федерация гребли на байдарках и каноэ" Юрия Шамкова, на соревнованиях ожидается около 400 спортсменов, 150-200 судей, тренеров, медиков, техников и так далее из порядка 50 стран, и очень важно организовать коммуникацию между всеми этими людьми, систематизировать работу. Он подчеркнул, что сегодня в Барнауле сделать это качественно невозможно — нет компетенций, системы общения в сфере организации международных соревнований.

"Создать дирекцию из одного-двух человек — в этом есть логика. Логично, если ICF предлагает выносной офис в Болгарии с привлечением специалистов в гребле, которые проводили не один чемпионат мира, которые понимают и знают международную культуру общения", — рассказал Шамков.

Какие бывают байдарки

Современные маломерные запалубленные судна, так популярные среди любителей активного отдыха, различают по виду и типу конструкции.

Виды байдарок

Разборная

Какие бывают байдарки

Плавсредство, собираемое из металлических деталей и «шкуры» – специальной ткани, натягиваемой на каркас. В комплект могут входить надувные баллоны, дающие лодке большую непотопляемость. Все детали хранятся в рюкзаке, что позволяет путешествовать и в пешем порядке, не только по воде.

Неразборная

Как правило, изготовлена из пластика или полиэтилена, с цельным корпусом, дающим преимущество в скорости передвижения по воде. Рассчитана на одного гребца. Разработаны, прежде всего, для спорта, а уже потом для отдыха на воде.

Читайте также:  Хоккей: история возникновения и развития

Каркасная

Судно с жестким каркасом, определившим его название, из дерева или металла. Оболочка делается из ПВХ или другого водонепроницаемого материала. Длинные модели более быстроходны. Преимущества каркасников заключаются в большой грузоподъемности и низкой осадке, однако такая модель громоздкая, при транспортировке доставит немало хлопот, да и на правильную сборку придется потратить много времени.

Какие бывают байдарки

Надувная

В продаже представлены двухслойные и однослойные. Оснащены надувными баллонами, шкура – из ПВХ, «скелета» нет. Они весят гораздо меньше каркасных, просто собираются (главное, не забыть насос) и отлично ведут себя на воде, не боясь порогов, но сильных волн не любят, поэтому могут опрокинуться.

Каркасно-надувная

Универсальное изобретение с каркасом и надувными баллонами. Самый оптимальный вариант для туризма. Собираясь в сплав всей семьей, стоит подумать о покупке этой модели: остойчивость, непотопляемость, хорошая проходимость по мелководью – вот отличительные особенности такой лодки. Однако за счет баллонов страдает вместительность, да и тяжеловата. К недостаткам следует отнести длительное время, уходящее на сборку.

Пластиковая

Какие бывают байдарки

С литым корпусом, прочная. О протечках можно не беспокоиться. Рассчитана на одного гребца. Скоростная, удобная, с большим сроком службы, но есть 2 минуса: неразборная – проблематично везти к месту сплава и хранить, а также внушительный вес. Но если большое путешествие не планируется, то одноместный каяк – это то, что нужно для приключения с водными препятствиями.

Сравнительная таблица:

Тип Каркасные Каркасно-надувные Надувные Цельнолитые
Средний вес, кг 30 27 20 35
Остойчивость Средняя Хорошая Хорошая Слабая
Грузоподъемность, кг до 550 до 500 до 300 до 600
Ходкость Хорошая Хорошая Средняя Высокая
Внутренний объем Большой Средний Малый Очень малый
Непотопляемость Слабая Хорошая Отличная Слабая
Цена за новую лодку, рублей От 15000 От 25000 От 30000 От 20000

Работа с веслом

Обучение любым приемам гребли на байдарке и управлению ею начинаются с работы веслом. Это обусловлено тем, что в отличие от гребли на других плавсредствах (лодках, яликах), при управлении спортивной или туристической байдаркой используется иной способ хвата.

Также следует знать, что в зависимости от типа байдарки и сложности походов могут использоваться весла стандартной длины или спортивные. Как правило, подбор их длины производится конкретно под рост гребца.

Разворот весла диктуется биомеханическими и физиологическими факторами, поэтому оптимальный его угол индивидуален для любого гребца. Как правило, он немного меньше 90°. При нормальном хвате расстояние между кистями равняется расстоянию между локтями рук, разведенных в стороны.

Каждый гребок весла включает в себя 4 фазы:

  • Начало – вхождение лопасти в воду.
  • Силовую часть – проводку, благодаря которой байдарка ускоряется.
  • Конец – выход лопасти из воды.
  • Занос весла для другого гребка.

Внимательно посмотрите видео с демонстрацией спортивной техники гребли на байдарке и постарайтесь повторить основные движения!

Правильная техника гребли

Техника гребли вперед на туристической и спортивной байдарке практически не имеет различий. Жесткость посадки человека достигается при помощи специального сиденья, которое ограничивает его поперечные смещения.

Работа с веслом

Корпус гребца должен быть в прямом положении, его колени упираются в фальшборта, а ступни – в перекладины кильсона. Жесткость посадки человека проверяют небольшим открениванием байдарки движением бедер.

Процесс гребли включает в себя повторяющиеся гребки веслом. За минуту выполняют 20-40 гребков. При преодолении бурного потока или маневрах их частота будет максимальной. Если байдарка рассчитана на несколько человек, темп задается передними гребцами.

Существуют следующие разновидности гребков:

    1. Перемещения, которые придают байдарке скорость при движении по прямой.

Они бывают прямыми и обратными. Данные гребки осуществляются близко к борту. При этом корпус человека выпрямлен. Его тянущая рука расположена ближе к воде, а толкающая – выше от нее. В процессе гребли на байдарке они постоянно сменяют друг друга. Сила гребка увеличивается постепенно. Ее максимум достигается при расположении весла в почти вертикальном положении.

Проводка заканчивается после прохождения лопасти тела гребца. При обратных гребках весло не разворачивают. При них лопасть заносится сзади.

  1. Управления, которые придают байдарке вращательные движения.

Подобные гребки имеют небольшую составляющую, которая способствует ее перемещению. Они бывают прямыми и обратными. Их часто используются для торможения. Они выполняются по дуге с наибольшим радиусом.

В процессе управления байдаркой всегда используются оба эти вида гребков.

Повороты на байдарке

Для поворотов применяют различные приемы:

  • Крен в сторону, который направлен в противоположную повороту сторону (используется в тихой воде).
  • Выполнение гребков перемещения с разной силой. При этом со стороны поворота производят самые слабые гребки.
  • Изменение хвата весла. При этом удлинение выполняется с внешней стороны поворота.
  • Осуществление дугообразных гребков, направленных от носа байдарки. Они производятся с внешней стороны поворота.

Профессионалы используют и другие приемы поворотов (отталкивание, боковое притяжение, зацеп).

Узнайте, как построить байдарку своими руками!

Крен – это специальный прием работы веслом. Он создает оптимальное положение байдарки относительно воды и обеспечивает ее устойчивость. Благодаря ему увеличивается ее маневренность. В его выполнении важнейшую роль играет работа бедрами.

Работа с веслом

При этом корпус человека расположен вертикально. Благодаря движениям бедер и таза гребец накреняет байдарку так, как ему нужно. Этот прием используется при проведении маневров, особенно необходимых на крутых витьеватых спусках горных рек.

Главный принцип крена – подставлять под поток воды не борта байдарки, а ее дно. При крене веслом работают сильнее с той стороны, куда накренено судно.

Безопасная техника гребли на байдарке

Водный спорт и туризм связаны с большой опасностью для человека. Для обеспечения его безопасности необходимо снабдить гребца индивидуальными спасательными средствами такими, как спасательные жилеты, гидрокостюмы, защитные шлемы.

Новичкам не рекомендуется заплывать слишком далеко от берега и проходить бурные воды рек. Перед посадкой в байдарку необходимо тщательно проверить все снаряжение на исправность. Плаванье группами позволяет повысить безопасность гребцов.

Остались вопросы? Посмотрите обучающее видео!

Post Views: 6 695

Безопасность в водном походе

Прочитал кодекс American Whitewater Organization, и он оказался максимально емким и точным руководством по безопасности на белой воде. Предлагаю ознакомиться с кодексом в оригинале, и приведу несколько наиболее понравившихся тезисов.

Личная ответственность:

Безопасность в водном походе
  1. Быть грамотным плавцом, способным управлять собой под водой.
  2. Всегда находиться в спасательном жилете и шлеме.
  3. Держать себя в руках в критической ситуации.
  4. Помнить о том, что река: холодная, быстрая, скрывает опасность под поверхностью.
  5. Никогда не ходить в-одиночку. Минимальная группа — 3 человека.
  6. Оценивать риски.
  7. Практиковаться в самопомощи и первой помощи, включая спасение с опрокинутого судна (например, Эскимосский переворот). Четко понимать, что такое гипотермия.
  8. Быть в хорошем физическом и психическом состоянии перед стартом.
  9. Не пренебрегать экипировкой.
  10. Нести ответственность за принятые решения, не подвергать опасности себя и членов группы.
  11. Хорошо изучить плавсредство и маршрут до похода.
  12. Спасать себя и группу, а не снаряжение.
  13. Не допускать обезвоживания.

Экспедитор проводит инструктаж по безопасности перед сплавом на рафтах.

Заключение

Те, кто отдает предпочтение прогулкам на байдарках, знают, насколько важно иметь при себе надежное двухлопастное весло, благодаря которому происходит движение плавсредства вперед посредством поочередного погружения лопаток то с одной стороны, то с другой. Ведущие производители уделяют большое внимание данному аксессуару, стремясь сделать его легким, практичным и компактным.

Практически весь товар производится из композитных материалов и углеводородных волокон, благодаря чему изделия стали легкими, но прочными. Некоторые модели выполняются из алюминиевого сплава.

Для профессионального спорта, в том числе и декатлона, важны скорость и результат, поэтому к материалу изготовления предъявляются особые требования, в связи с чем такого рода продукция стоит достаточно дорого. Что касается любительских прогулок, то можно приобретать устройства из алюминиевого сплава.

Спортсмены отдают предпочтение дюралевому продукту. Он считается самым надежным и долговечным, хотя по весу немного тяжелее своих аналогов, но это практически незаметно. Можно не бояться, что он сломается в самый неподходящий момент, а если и согнется при ударе о твердый предмет, то его можно элементарно выровнять за считанные минуты.

Заключение

Самыми распространенными являются трехсекционные конструкции, которые легко упаковываются в рюкзак или наплечный мешок, быстро собираются и разбираются, а также удобно транспортируются. Они состоят из трех частей:

  • центральной рукояти;
  • двух отрезков трубы с лопастями.

Крепление частей осуществляется при помощи качественных защелок. Это также позволяет регулировать уровень наклона лопаток, подгоняя их под индивидуальные особенности человека. Максимальная длина конструкции – 2,4 метра.

х