От акселя до флипа: история прыжков в фигурном катании

Новая стоимость элементов пока останется лишь в теории

Аксель

Базовые оценки за исполнение по правилам ISU: 1,1 (одинарный) — 3,3 (двойной) — 8,0 (тройной) — 12,5 (четверной).

Самым сложным прыжком в фигурном катании считается аксель. Он единственный исполняется при движении вперёд, и поэтому его легко отличить от всех остальных. При исполнении акселя фигурист совершает в воздухе дополнительные пол-оборота, что и делает его особенно трудным по сравнению с другими элементами.

Аксель назван в честь норвежца Акселя Паульсена, который впервые показал этот прыжок на публике. Произошло это в 1882 году на соревнованиях в Вене. Примечательно, что Паульсен тогда не одержал победу, хотя и был отмечен особым призом за новый элемент. Интересно и то, что норвежец был известен современникам больше как конькобежец и свой исторический прыжок исполнил на беговых коньках.

Хотя аксель и является старейшим прыжком, фигуристы добились в нём гораздо меньшего прогресса, чем во всех остальных. Успешные попытки акселя в 2,5 и 3,5 оборота произошли гораздо позже, чем были исполнены другие двойные и тройные прыжки. Первопроходцами были американец Дик Баттон в 1948 году и канадец Верн Тейлор в 1978-м. Четверной аксель по сей день остаётся непокорённым, хотя неудачные попытки на соревнованиях были у Артура Дмитриева, а Макс Аарон, Киган Мессинг, Брендан Керри и Юдзуру Ханю пробовали его на тренировках.

Девушкам аксель покорился только в 1920-х, когда прыжок в 1,5 оборота показала Соня Хени. Почти 30 лет спустя его усложнила американка Кэрол Хейсс. В 1988 году первой в клуб «трикселисток» вступила японка Мидори Ито. Тройной аксель у девушек по-прежнему является довольно редким явлением: за 32 года этот прыжок исполнили только 11 фигуристок, большинство из которых освоили его лишь за последние несколько лет. В их число без учёта Людмилы Нелидиной, сменившей гражданство в 1998-м, входят две россиянки — Елизавета Туктамышева и Алёна Косторная.

Многооборотные прыжки

Зубцовый Рёберный Заход слевой ноги1 Заход свнешнего ребра Заход сдвижения назад Одинарный(базовая оценка)2 Двойной(базовая оценка)2 Тройной(базовая оценка)2 Четверной(базовая оценка)2 Покорение четверного3мужчинами Покорение четверного3женщинами
Тулуп Да Нет Нет Да Да 0,4 1,3 4,2 9,5 1988[7] 2018
Сальхов Нет Да Да Нет Да 0,4 1,3 4,3 9,7 1998 2002[8]
Риттбергер Нет Да Нет Да Да 0,5 1,7 4,9 10,5 2016 Нет
Флип Да Нет Да Нет Да 0,5 1,8 5,3 11,0 2016[9] 2019
Лутц Да Нет Да Да Да 0,6 2,1 5,9 11,5 2011[10] 2018
Аксель Нет Да Да Да Нет 1,1 3,3 8,0 12,5 2018[11] Нет
Читайте также:  Выбираем хороший сноуборд в 2021 – рекомендации для начинающих

1 Здесь и далее слова «левый» и «правый» относятся к спортсмену с левым вращением, коих большинство.

2 Данные на сезон 2019—2020 за чистый прыжок (недокрут до 90°). За недокрут до 180° начисляется 80 % баллов. Если недокрут больше 180° — оценка на одну ступень меньше (например, неудавшийся тройной оценивается как двойной).[12]

3 Зелёный цвет — исполнен на соревновании, санкционированном ИСУ (без серьёзных ошибок — падений, приземлений на две ноги, недокрутов; указано соревнование, на котором прыжок был впервые засчитан). Жёлтый — были неудачные попытки. Красный — на соревнованиях не исполнялся.

Техника исполнения Заход на аксель и амортизация. Хорошо видно типичное для акселя торможение ребром. Лю Янь, Nebelhorn Trophy 2009, FS.[13]

Многооборотный прыжок состоит из пяти фаз:

  1. Заход. Фигурист разгоняется; чтобы добавить угловой скорости, делает разворот. Заодно разворот скрывает фазу амортизации, чтобы прыжок был неожиданным для зрителей.
  2. Амортизация. Выйдя на нужную траекторию, фигурист сильно приседает на одной ноге.
  3. Толчок — опорной ногой в рёберных прыжках, и свободной в зубцовых. В закрутке участвуют поворот корпуса, мах свободной ногой и крутизна траектории захода[14]. В подбросе — собственно толчок, движение рук, свободной ноги и разгон. Чтобы не упасть на дуге выезда, ещё в момент толчка нужно наклониться внутрь этой дуги — поэтому так сложен лутц.
  4. Полёт. Чтобы выполнить за время полёта несколько оборотов, нужно сгруппироваться как можно быстрее и плотнее — а в момент приземления резко разгруппироваться. Левая нога ставится накрест с правой — осью вращения должна быть та нога, на которую приземляешься. До 180° «съедается» отталкиванием, до 90° — приземлением, поэтому, например, в тройном прыжке спортсмен проворачивается в воздухе на 2,25—2,5 оборота.
  5. Приземление. Во всех шести прыжках «левый» спортсмен будет приземляться на правый конёк — сначала на зубец, после чего ставит конёк на полоз и делает выезд на внешнем ребре. Вращение гасится частично движением руками и свободной ногой, частично — выездом по дуге.
Читайте также:  Доклад на тему: «Легкая атлетика»

Травматизм

Одиночное катание не намного отстаёт по травмоопасности от парного — в первую очередь из-за прыжков. У фигуристов часты травмы коленного и тазобедренного суставов от неудачного падения.[15] Не менее серьёзная проблема — искривление позвоночника, скручивание поясницы и суставов от постоянного приземления на одну и ту же ногу.

Отличия

Здесь приведена лишь разница для болельщиков, помогающая отличить один прыжок от другого. Различия в технике исполнения приводятся в соответствующих статьях.

Зубцовые

Лутц выполняется с внешнего ребра левой ноги, поэтому траектория фигуриста выглядит как буква S. Основной заход на лутц — длинная дуга, поэтому отличить его от флипа (исполняемого с другого ребра) несложно.

Тулуп выполняется с внешнего ребра правой ноги — таким образом, на выходе фигурист оказывается в той же позиции, что и на входе. Поэтому тулуп подходит на роль второго прыжка в каскаде. С длинной дуги не исполняется, типичные заходы — тройка вперёд-внутрь и вальсовая тройка.

Флип выполняется с внутреннего ребра левой ноги. Исполняется с разворота: тройки вперёд-наружу или моухока на внутренних рёбрах[16].

Рёберные Аксель.

Аксель разительно отличается техникой от всех остальных прыжков — с хода назад спортсмен, перед тем как прыгнуть, делает разворот. И уже с движения вперёд, после замаха правой ногой, исполняется прыжок.

Риттбергер, как и тулуп, выполняется с внешнего ребра правой ноги — поэтому он тоже кандидат на роль второго прыжка в каскаде. Для стороннего наблюдателя риттбергер — самый «бесхитростный» прыжок, без заметных подготовительных движений. Чаще всего исполняется с дуги или с тройки вперёд-внутрь.

Сальхов выполняется только с разворота (тройки вперёд-наружу или моухока). Прыжок делается с внутреннего ребра левой ноги и всегда сопровождается характерным махом правой ногой вокруг тела. Тройные и четверные сальховы часто исполняются с двух ног, неопытный болельщик может принять такой сальхов за тулуп или флип.

Правила в фигурном катании

Правила зависят от разновидности фигурного катания: индивидуальное женское, индивидуальное мужское, парное фигурное катание, а также парные танцы на льду.

В индивидуальном катании мужчины и женщины обязаны откатать две программы – короткую и произвольную. За короткую программу, которая может длиться до 2 минут 40-50 секунд, фигуристы обязаны представить 8 обязательных элементов (двойной или тройной Аксель, тройной или четверной прыжок, одна комбинация прыжков, несколько разных типов вращений и две дорожки шагов) в любом порядке. За отсутствие одного из элементов следует штраф.

Произвольная программа почти в два раза дольше короткой, она занимает 4 с половиной минуты у мужчин и 4 минуты у женщин. Фигуристы стремятся включить свою программу самые сложные элементы (за которые можно получить больше баллов).

Читайте также:  Как выбрать коньки: инструкция для начинающих

В парном фигурном катании правила очень схожи с индивидуальными, разница лишь в обязательных элементах. Так, обязательными элементами для пар являются поддержки (партнер поднимает партнершу), прыжки с выбросом (когда партнер кидает партнершу), а также синхронные прыжки и вращение.

А вот программа танцоров несколько отличается. Они должны исполнить обязательный, произвольный и оригинальный танцы. Обязательный танец всем фигуристам дается один и тот же, с набором обязательных элементов. Затем следует оригинальный танец, в котором всем участникам дают определенную тему для вариаций, а уж они должны интерпретировать ее, как сочтут нужным. Ну а всю свою фантазию, талант и мастерство танцоры могут показать в произвольной программе. Здесь и музыку, и костюмы, и движения выбирают сами фигуристы, поэтому и очков за него дают больше всего – 50 %.

Есть ещё синхронное катание, в котором одновременно за одну команду выступает от 16 до 20 фигуристов. Цель дисциплины — выступление команды как единого целого. Техника, скольжение, элементы в синхронном катании полностью соответствуют классическому фигурному катанию. В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки.

Прыжки в фигурном катании разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые), в зависимости от того, какой частью конька происходит толчок. Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.

Зубцовые прыжки

Зубцовый (или носковый) – чтобы его выполнить нужно носком свободной ноги оттолкнуться от поверхности льда, т.к. на носке конька имеются специальные зубцы, то поэтому его называют зубцовым.

Тулуп

  1. 0,4;
  2. 1,3;
  3. 4,3;
  4. 10,3.

Тулуп в четыре оборота первый раз прыгнул Курт Браунинг в 1988 году.

  1. 0,5;
  2. 1,9;
  3. 5,3;
  4. 12,3.

Флип в четыре оборота первый раз прыгнул Сёма Уно в 2016 году.

  1. 0,6;
  2. 2,1;
  3. 6,0;
  4. 13,6.

Лутц в четыре оборота первый раз прыгнул Брендон Мроз в 2011 году.

Зубцовые прыжки

Все выше перечисленные прыжки составляют основу и являются самостоятельными элементами, официально принятыми в фигурном катании.