Термин воля в психологии. Структура волевого акта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Функции воли

У воли две функции: побудительная и тормозная.

Побудительная воля – это действие или комплекс действий, которые вам нужно совершить (прививание хорошей привычки). Тормозная – действие, которого не нужно совершать (искоренение плохой привычки).

Воля в той или иной мере проявляется у всех людей. Однако многие, несмотря на то, что рационально понимают, что плохое поведение или привычка разрушают жизнь и могут стоить очень дорого (сидячий образ жизни, потребление алкоголя, курение), изменяют свой быт и поведение лишь на короткий промежуток времени. Через несколько дней, недель или месяцев привычка берет верх и воля оказывается подавленной. До того часа, когда снова возникнет достаточно сильный страх или отвращение к себе.

Существует определенный порог желания, который разделяет мотивацию и волю: когда желание лежит ниже этого порога, оно является мотивацией, а когда пересекает его, то действие становится волевым.

Значение термина «воля»

Помимо эмоциональности и чувственности, деятельность человека регулируется его волей. Она помогает управлять поведением даже при возникновении трудностей. Волевая регуляция способствует борьбе с трудностями, возникающими во время достижения цели. В других случаях от человека не требуется особых усилий. Совершаемые сложные действия не являются волевыми, если человек не заставляет себя осуществлять их.

Воля — возможность человека совершать осознанные действия в направлении установленной цели, преодолевая в процессе все возникающие внутренние препятствия. Традиционная психология считает волю источником человеческой активности, который позволяет поведению не быть зависимым от различных причин. Современная психология отмечает объективную детерминированность волевых действий закономерностям.

Волевой акт характеризуется следующими признаками:

  1. необходимость приложения усилий;
  2. наличие плана поведения;
  3. повышенная сосредоточенность и отсутствие радости от результата;
  4. направленность действий на преодоление себя.

В наши дни психология не имеет четкой теории о воле. Большое количество ученых пытаются создать учение о воле, но до сих пор они не пришли к единому мнению. С начала прошлого века идет спор между сторонниками активной и реактивной моделями поведения. Приверженцы активной модели определяют, что человек всегда способен осознанно выбирать форму поведения. Сторонники реактивной концепции считают поступки человека ответом на внешние и внутренние раздражители.

Решительность

Недостаточно просто поставить перед собой цель, также нужно иметь смелость, чтобы ее достичь. Если готовы бросить все уже при появлении первых трудностей, то вряд ли вас можно назвать волевым человеком. Смелость перед жизненными трудностями – это одно из базовых качеств каждого успешного человека.

Волевые личности сталкиваются с неурядицами, проблемами, неудачами и препятствиями, но они могут найти в себе достаточно силы, чтобы преодолеть все преграды. Они не останавливаются на пути к цели, даже когда для этого требуются титанические усилия.

Еще несколько советов по развитию силы воли

Воля очень тесно связана с рациональной сферой и способностью сознательно анализировать свои действия и их последствия. Поэтому и управление волевыми процессами лежит в сфере разума. Классические психологические тренинги, которые формируют поведенческие навыки, здесь не слишком эффективны. Но несколько советов психолога помогут вам укрепить силу воли:

  • Никогда ничего не делайте спонтанно, под влиянием эмоций. Приучайте себя анализировать возможные последствия своих поступков.
  • Принимая важное решение, сначала оцените свои силы и возможности и только потом начинайте действовать.
  • Приучайте себя к самостоятельности не только на уровне исполнения, но и на уровне принятия решений. Чем чаще вы будете проявлять инициативу, тем больше она станет для вас привычной и даже привлекательной.
  • Ощущая потребность в чем-то, всегда анализируйте мотивы: что подталкивает вас к свершению поступка, насколько значимы или мелочны эти побуждения. Работают ли они на ваш успех или связаны только с сиюминутными желаниями.
  • Старайтесь быть последовательными. Поставив перед собой задачу, всегда добивайтесь ее решения. Даже если это не слишком значимая задача.

Для развития силы воли важна и деятельность, которую выбирает человек. Есть занятия, которые и сами по себе способствуют развитию волевых качеств. Это в первую очередь спорт и творчество. Они требуют от человека самоотдачи, упорства и настойчивости.

Важную роль в любом деле играет заинтересованность, поэтому старайтесь ставить перед собой не только нужные, но и привлекательные цели, которые хочется достигнуть. Они, как маяк, способны осветить даже самый трудный путь.

Системные волевые качества

Остальные проявлений волевой регуляции личности сложнее. Они представляют собой определенные сочетания однонаправленного проявления сознания.

Системность волевых качеств связана с широким спектром функциональных проявлений различных сфер (волевой, эмоциональной, интеллектуальной). Такие волевые качества, являются вторичными, системными. Например, храбрость включает в себя составные: смелость, выдержку, энергичность; решительность — выдержку и смелость.

Целый ряд волевых качеств личности являются системными — настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность.

При этом важно знать, что базальные (первичные) волевые качества составляют основу системных (вторичных) качеств, их ядро. Низкий уровень таких базальных качеств очень затрудняет образование более сложных, системных волевых качеств.

Целеустремленность заключается в умении человека руководствоваться в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями, обусловленными ее твердыми убеждениями.

Целеустремленная личность всегда опирается на общую, часто отдаленную цель и подчиняет ей свою конкретную цель. Такая личность хорошо знает, чего хочет достичь и что ей делать. Ясность целей — в этом заключается ее достоинство.

Настойчивость — это умение постоянно и длительно добиваться цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями.

Настойчивая личность правильно оценивает обстоятельства, находит в них то, что помогает достижению цели. Такая личность способна к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонному движению к намеченной цели.

Противоположными настойчивости есть упрямство и негативизм, свидетельствующие о недостатках воли. Упрямо человек отстаивает свои неправильные позиции, несмотря на разумные доводы.

Принципиальность — умение личности руководствоваться в своих поступках устойчивыми принципами, уверенностью в целесообразности определенных нравственных норм поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми.

Принципиальность проявляется в дисциплинированности поведения, в правдивых, чутких поступках. Противоположные этим качества имеет человек беспринципный.

Формирование морально-волевых качеств, при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового возраста.

Выполнила: ученица 10 «Б» класса

Еремеева Елизавета

Руководитель: учитель по физкультуре

Шуваткина Марина Викторовна

г. Тольятти

2016-2017г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Исследовательский проект на тему:1

Формирование морально-волевых качеств, при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового возраста.1

1.1 Представление о волевых качествах7

и общие характеристики волевых качеств8

1.3 .Условия формирования морально-волевых качеств у подростков при занятиях физической культурой и спортом10

Целью исследования является узнать, какой процент учащихся 10 «а» класса занимается спортом., а также выяснить и проанализировать уровень развития волевых качеств у

Анкетирование12

Тест: «Самооценка силы воли»12

Тест по методике Р. Кеттелла «Социальная смелость»12

Исследование №112

Вопрос: “Как часто вы занимаетесь спортом?”13

Постоянно13

От случая к случаю13

Совсем не занимаюсь13

У учащихся исследуемой группы выявлено:13

Исследование№315

Методика «Социальная смелость» .15

Данная методика представляет собой тест опросника, содержащий 15

Чем больше набранная сумма баллов, тем больше выражена социальная

Введение

Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. В этот период организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека.

Процесс нравственно-волевого воспитания подростка включает в себя становление общечеловеческих идеалов, воспитание гражданской зрелости, общественной активности, высоких нравственных потребностей, интересов и мотивов деятельности. На занятиях спортом, как во всех других сферах деятельности человека, нравственные качества выступают в единстве взаимно-противоположных положительных и отрицательных качеств: смелости и страха, желаемого и возможного, стойкости и слабости воли, интереса и необходимости, выдержки и несдержанности.

воля – это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними. Чаще всего отмечаются такие качества воли, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость.

Читайте также:  Как выбрать скейтборд + рейтинг лучших фирм и производителей