Виды парусов для полных курсов в яхтинге.

Установка паруса объяснялась необходимостью проплывать большие расстояния с минимальными физическими нагрузками. Прошли века, и на смену простейшим лодкам пришли различные виды современных многопалубных судов.

Что такое парусный яхтинг?

Феномен, о котором здесь пойдет речь – сразу и речной, и озерный, и морской. Парусный яхтинг – увлечение, ныне связанное не только с морями-океанами, но и обычными реками. Что доказывает своим существованием парусная школа в Москве. Ведь многие из «водных артерий» теперь сами напоминают моря, будучи превращенными в водохранилища…

Парусный яхтинг – то же, что сегель-спорт, афваарт или сайлинг (в разных странах этот вид увлечения называют по-разному). От обычного яхтинга (в котором уже допускается использование мотора) парусный отличается наличием одних лишь «управляющих ветром» снастей – ткани (пластины), рангоута и такелажа. В настоящее время для этого увлекательного досуга придуман ряд правил. Парусные моряки могут иметь разный вес, пол, рост. Их судна могут выглядеть по-разному – быть катамаранами, например. При этом на соревнованиях каждая разновидность состязается лишь с себе подобными. Афваарт впервые появился у фламандцев – то есть в прибрежных нидерландских колониях Испании конца 16 века. А поэтому он имеет «чисто голландское» происхождение…

Виды парусов для полных курсов.

После этого поучительного ролика рассмотрим виды парусов, а также оборудование и термины применяемые при работе со спинакером .

Спинакеры разделяются на симметричные и асимметричные. По виду покроя различаются на горизонтальные, радиальные, три-радиальные и «звездного» покроя паруса.

Спинакеры с горизонтальным покроем положили начало ряду современных спинакеров симметричного типа. Диагональные нагрузки, действующие на спинакеры, существенно растягивают их ткань. У видов парусов с горизонтальным покроем при усилении ветра это приводит к деформации паруса, особенно его верхней части.

Виды парусов для полных курсов.

Такие спинакеры эффективны в слабый и средний ветер на полных курсах, но малопригодны в галфвинд. Радиальные виды парусов значительно усовершенствованы по сравнению со спинакерами с горизонтальным покроем. За счет вертикального раскроя верхней части у радиальных спинакеров уменьшилось растяжение ткани, что позволяет использовать такие виды парусов в более сильный ветер. Однако форма и свойства радиальных спинакеров не являются оптимальными для использования их в галфвинд,

Три-радиальные виды парусов с комбинированным расположением полотнищ хорошо держат форму во всех направлениях. Спинакеры этого вида парусов применяются на различных типах яхт и пригодны для большинства курсов в яхтинге.

Спинакеры «звездного» покроя — плоские спинакеры, способные работать даже в бейдевинд. Благодаря расположению полотнищ, сориентированных по главным направлениям растяжения, такие виды парусов мало деформируются под нагрузкой и сохраняют свою форму при усилении ветра.

В современном яхтинге для изготовления полотнищ парусов оптимальной формы с учетом растяжения и ориентации материала используется компьютерное проектирование и специальные раскройные машины.

Читайте также:  Водные виды спорта. Список названий с фото

Спинакеры (и геннакеры) шьют из тонкого нейлона. Нейлон выбран потому, что обладает высоким отношением прочности и веса, упругий, имеет незначительную остаточную деформацию.

Виды парусов для полных курсов.

Эти виды парусов из нейлона можно нести в очень слабый ветер, одновременно с этим нейлон способен выдерживать высокие нагрузки при порывах. Особенность нейлона — недостаточная стойкость к длительному воздействию солнечного света. Поэтому спинакеры и геннакеры, не используемые в данный момент, должны храниться в светонепроницаемых парусных мешках (кисах).

Паруса и мешки должны быть сухими! Тщательная промывка пресной водой по крайней мере один раз в год продлит жизнь паруса.

Основные элементы

Любой тип парусных судов собой представляет устройство, которое состоит из корпуса, где размещается команда, провизия, необходимое снаряжение.

Горизонтальная площадка сверху судна называется палуба. Задние и передние элементы корпуса, соответственно — корма и нос, подводная часть снизу — киль, ограничения двум сторонам — правый и левый борт.

Также в устройство парусного корабля входит:

  • паруса (прямые и косые);
  • такелаж — бегущий и стоячий (всевозможные цепи, металлические, веревочные канаты);
  • рангоут (мачты с гафелями, реями, бушпритом, гиком, стеньгами).

Бушпритом матросы называют брус, являющийся продолжением носовой части и располагающийся под углом к поверхности морской глади, куда закрепляются косые паруса.

Гафель — это рея, которая наклонена под углом к мачте, сюда закрепляется трапецеидальный косой парус. Гик — горизонтальная рея снизу. Стеньга фиксируется с мачтой и является ее продолжением.

Стоячий такелаж, как ясно из названия, неподвижен. Эти снасти надежно крепят стеньги и мачты, при этом они имеют следующие разновидности:

  • бакштаги, которые крепят бушприт;
  • штаги, закрепляющие мачты впереди;
  • фордуны и ванты, находящиеся по бокам (напоминают канатную лестницу).

Бегущий такелаж в зафиксированном состоянии является неподвижным, но если необходимо управлять парусником, он может в пространстве передвигать снасти.

Существуют следующие разновидности такелажа:

  • шкот (требуется для управления парусным снаряжением);
  • галс (фиксирует наклон паруса относительно гика, бушприта, палубы);
  • брас (необходим, чтоб развернуть рею горизонтальной к палубе в плоскости);
  • фал (требуется для поднятия паруса).

Классификация парусов основана на ряде критериев. По своей форме бывают в виде прямоугольника, треугольника, трапеции.

По месторасположению — вдоль корпуса либо поперек — верхний парус и нижний (верхний фор-марсель, нижний фор-марсель), косые (кливер, стаксель — оба являются добавочными) и прямые (брамсель, марсель, грот).

Также существуют латинские паруса — имеют вид треугольника, крепящегося к рее длинной частью, наклонены к мачте под углом около 44−57 град.

Все оснастки помимо общего группового названия имеют и дополнительные, обозначающие, к какой части паруса либо рангоута эти элементы относятся. К примеру, шкот на стаксель парусе — стаксель-шкот, стеньга первой мачты — фок-стеньга.

Классификация соревнований в парусном спорте

Все известные соревнования в мире парусного спорта делятся на такие виды:

1) По месту проведения плавания

  • кругосветные соревновательные плавания
  • океанические состязания на больших расстояниях
  • соревнования морского местоположения
  • плавания локального типа соревновательного плана

2) По типам и классификации яхтенных суден

Монотипные соревнования. Для участия в данной разновидности соревнований допускаются только те яхты, которые абсолютно полностью соответствуют всем техническим требованиям и правилам, имея только определенные размеры и конструкцию, которые регламентированы организацией, проводящей соревнования.

Читайте также:  Инвентарь для борьбы.Виды и применение.Экипировка и особенности

Соревнования макси-яхт. Для того, чтобы принять участие в этом состязании, необходимо иметь яхту длинной более 30-ти метров (более 100 футов).

Соревнования суден, соответствующих специальной обмерной формуле. В этой гонке яхтенных суден можно принять участие при условии полного соответствия давно установленным параметрам по длине яхты, тоннажного водоизмещения и общей парусной площади, которая задает скорость яхте.

Соревнования крейсерских яхтенных килевых суден и швертботов. Здесь всегда участвуют только двух видов судна:

Крейсерские яхты – это плавающие суда, имеющие оснащение оборудованием и специальную укомплектованность, которые позволяют яхтам находиться длительное время на водном пространстве и совершать продолжительные автономные перемещения.

Швертботы – это суда, представляющие собой парусники, которые не имеют некоторого лишнего оборудования и постороннего технического оснащения, вместе с отсутствующим балластным килем. Такое снаряжение комплектуется только швертом, это плавник, который имеет выдвижную конструкцию и специальное назначение в виде препятствования при сильном ветре уклонению яхты от курса.

Гонки однокорпусных яхтенных суден.

Соревнования с участием одних только катамаранов (катамаран в переводе с тамильского означает «бревна, которые связаны»).

Состязания на тримаранах. Это трехпалубные парусные судна.

3) По профессиональному назначению

  • профессиональные соревнования на парусных суднах
  • состязания на парусниках любительского направления
  • гонки на парусных судах и яхтах, имеющих смешанный тип и направление

4) По экипажному составу

Одиночные соревнования парусных суден. Сюда входят яхты, которыми управляет только один человек, – капитан.

Командные состязания парусных суден. Парусники, которыми управляет целая команда моряков, в количестве от 2-ух до 40-ка или более членов экипажа, все зависит от серьезности и габаритов плавающего парусного судна.

Гонки возрастной классификации. В этой направлении соревнований принимают участие только профессиональные спортсмены, имеющие определенный возраст.

Соревнования, имеющие классификацию по полу. В одних соревнованиях участвуют только мужчины, а в других только женщины.

5) По протяженности дистанции

Этапные виды соревнований. В них расстояние от старта до финиша делится не несколько этапов или отрезков.

Рейсовые типы состязаний. Здесь яхты плавают по определенному маршруту, не имеющие по правилам остановок в портах.

6) Гонки по длине рейса

Короткие дистанции в состязаниях.

Длинные соревновательные дистанции.

7) Соревнования, делящиеся по видам правил проведения состязаний

Матчевые соревнования. Победитель определяется подсчетом общего количества очков, набранных во всех матчах.

Командные состязания. Определенное количество команд участников соревнуются друг с другом.

Гонки с пересадкой. Каждый участник проходит одну и ту же дистанцию на всех парусниках по очереди, которые принимают участие в соревнованиях.

Гандикапные соревнования. В данном виде гонок принимают участие суда из разных классов, а победитель определяется после демонстрации яхтами результатов, пересчитанных, учитывая гандикапные баллы, которые отображают характерные особенности индивидуально каждого судна.

По итоговым результатам прихода. Здесь победу получает тот парусник, который пришел первым на финиш.

Как видно из общей информации по классификации соревнований, парусный спорт имеет довольно обширные особенности и вполне естественно является довольно популярным видом спорта во всем мире, как отдельно взятой спортивной дисциплины.

Читайте также:  Бег на длинные дистанции: правила, выбор экипировки, плюсы

&nbspПоделитесь в социальных сетях

двухмачтовые парусные суда

йол — двухмачтовое судно, у которого бизань-мачта располагается в корме недалеко от головки руля, и имеющее косое парусное оснащение.кеч — двухмачтовое парусное судно, отличающееся от иола несколько большей бизань-мачтой. Кроме того площадь паруса кормовой мачты составляет около 20 процентов общей парусности парусника. Такая особенность дает преимущества по управляемости при сильном ветре.шхуна (бермудская шхуна) — морское парусное судно, имеющее две мачты с косыми парусами.

бригантина — двухмачтовое парусное судно с комбинированным парусным оснащением, имеющее прямое парусное вооружение на фок-мачте и косые паруса на грот-мачте.бриг — двухмачтовое парусное судно, имеющее прямое парусное вооружение.

Литература

  1. Парусный спорт // Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту / Кукушкин Г. И.. — М.: Физкультура и спорт, 1962. — Т. 2. — С. 229-232.
  2. Борисов С. Ю. 300 лет (1718-2018). История парусного спорта России. — М.: Аякс-пресс, 2018. — 272 с. — ISBN 978-5-94161-828-6.
  3. Баринов М. М. Песня о парусе / Оформление художника В. Т. Давыдова. — М.: Физкультура и спорт, 1962. — 136 с. — 25 000 экз.
  4. Батюшков Ю.Н., Липский М.П. «Паруса над заливом». — М.: «Советская Россия», 1961. — 79 с. — 6000 экз.
  5. Список призёров первенств (чемпионатов) СССР по парусному спорту. 1948—1958
  6. Список чемпионов СССР по парусному спорту до 1976 года (неопр.). Дата обращения: 22 февраля 2017. Архивировано 22 февраля 2017 года.
  7. Сухов Л. В., Гальперин М. Юбилей московских яхтсменов // «Катера и яхты» : журнал. — 1977. — № 5(69). — С. 24-27. Архивировано 14 ноября 2017 года. Из истории спорта.
  8. Кондаков А. Н. История парусного флота СССР в цифрах (неопр.) (Word). ФПС Нижегородской области (6 ноября 2016). Дата обращения: 25 ноября 2016. Архивировано 25 ноября 2016 года.
  9. Сергей Борисов. Наша Олимпийская история. Стокгольм. 1912. Журнал Yacht Russia, вып. 85, 2016
  10. Сергей Борисов. Наша Олимпийская история. 1952-1956-1960-1964-1968-1972-1976. Журнал Yacht Russia, вып. 86, 2016
  11. Сергей Борисов. Наша олимпийская история: 1980-1984-1988-1992 Журнал Yacht Russia, вып. 87, 2016
  12. Сергей Борисов. Наша олимпийская история: 1996-2000-2004-2008-2012 Журнал Yacht Russia, вып. 88, 2016
  13. Ирина Белова. 80 лет под парусом. К юбилею парусного спорта в Нижнем Новгороде (неопр.) (2016). — «Восьмидесятилетняя история парусного спорта в Горьком хранит имена Валерия Павловича Чкалова — почетного главного судьи 2-й Поволжской парусной регаты, профессора Михаила Вениаминовича Колокольцева — первого руководителя Нижегородской парусной секции, яхтсмена и конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева, братьев Рябовых — строителей первых спортивных парусных судов. В годы Великой Отечественной войны яхтсмены-буеристы, в состав которых входили и нижегородцы, используя свое спортивное мастерство, обеспечивали патрулирование Финского залива и защиту «Дороги жизни» на Ладожском озере. Невзирая на трудности того времени, соревнования по парусному спорту проходили даже в блокадном Ленинграде!». Дата обращения: 14 апреля 2017.
  14. Парусный спорт на портале Wikibooks,(англ.)